Естественно, такой план строится на новациях и анализе тенденций в отрасли. Соответственно, принимая решение одобрять или не одобрять, мне пришлось задать себе вопрос: «Зачем воруют семинары?». Иногда для того, чтобы просто по-соседски «насолить» конкуренту, иногда из-за отсутствия креативности, а иногда – от безысходности. Фармацевтическая отрасль работает в «узком» нормативном поле, количество изменений в ключевых требованиях по большому счету стремится к минимуму (в пределах календарного года). Вот и получается, что все обучающие центры «толкутся» на одной платформе, и по сути в одной тематике, да еще и в хаотичном броуновском движении. И как только кто-то «засветит» новую тему, все сразу бросаются ее «окучивать». Поэтому никогда не удивляюсь тому, что Учебные Центры боятся заранее презентовать свои планы. Достаточно детально проанализировать чужую программу, разобраться в нюансах нормативных требований и «проштудировать» чужие презентации. И все, можно запускать «свой» проект и активно заниматься его продажей, поставив даты проведения на пару недель раньше, чем у создателей оригинальной программы. А дальше уж как на Диком Западе, выиграет тот кто сильнее и/или тот кто меньше всего придерживается правил!
[spoiler]
С одной стороны это неплохо. У потребителя появляется выбор, который строится на предпочтениях в отношении того или иного Учебного Центра, конкретных персоналий или места проведения. Да и возникшая конкуренция «подстегивает» тренеров преподносить информацию на высоком профессиональном уровне. Но есть и другая сторона – это ведь, по сути, воровство чужой идеи. Все чаще задумываясь о существовании фактов копирования чужих семинаров у меня возникает другой вопрос: «Это воровство интеллектуальной собственности или нормальный процесс улучшения предлагаемой услуги в условиях конкурентной борьбы?». Вот китайцы, например, рассуждают так: «Если ты сумел повторить мастера, значит, ты и сам мастер». Вполне логичное рассуждение, согласитесь. И у дизайнеров тоже есть термин «насмотренность». Дизайнер – это ведь не художник, это ремесленник. Со временем он просто будет воспроизводить удачные решения, которые где-то когда-то видел – причем он уже и сам не помнит, где и когда это было. Так и с новыми идеями – иногда достаточно случайного слова чтобы вспыхнуло то самое озарение. Для каждой идеи важен этап ее реализации, конкретный план и команда, которая готова эту идею реализовать. Здесь играют роль и авторство, и уникальный алгоритм для обсуждения, и навыки передачи знаний и своеобразный стиль изложения материала. Возьмем к примеру Джоан Роулинг. У нее возникла идея, и она написала о Гарри Поттере. А если бы ее историю украли? Знали бы мы о Гарри Потере все то, что знаем о нем сегодня? Нет, конечно! Однозначно это был бы другой Гарри!
Завершая столь мучительный день я все же сделал вывод что «прятать» новые идеи нет необходимости. Это бессмысленно! Наоборот, нужно активно обсуждать их с разными людьми, в том числе и «дарить» их конкурентам – пусть пробуют. Тогда мы сможем увидеть программу нового семинара с неожиданной стороны, вовремя внести коррективы, улучшить свой проект, привлечь серьезных профессионалов, которым интересно участие в нем.
А защищать свои идеи мы будем путем их качественной реализации.
Зачем жить в страхе? Пусть воруют!
Очень хочется узнать ваше мнение по поводу функционала Отдела обеспечения качества. Чем он должен заниматься и насколько он действительно нужен предприятию?
Недавно думал над этим же вопросом и решил спросить у одной очень успешной маркетинговой компании, которая как раз исповедует открытый подход и это работает на них.
Вот мой вопрос к ним:
Добрый день! Недавно познакомился с вашей компанией и сайтом. Изучаю материалы. Спасибо за ваш труд, наверное не буду оригинален если скажу что это вызывает восторг и уважение. У меня созрел один единственный вопрос. Я продаю сложный продукт, в узкой нише. Специалисты моей компании накопили определенные компетенции и мы продаем их в качестве комплексных проектов. Теперь вопрос - правильно ли я понял что то, что раньше я считал коммерческой тайной, нашим преимуществом перед конкурентами, теперь, согласно стратегии контент-маркетинга, я должен кристализовать в материалы\статьи\белые книги и дать к ним широкий доступ потенциальных клиентов и конечно конкурентов. Т.е. понятно что такие материалы вызовут интерес как первых так и вторых. Понятно что это приведет новых клиентов. Понятно что нельзя себя вести как собака на сене. Но, нет ли здесь парадокса, то что я пытаюсь продать, я уже и так отдаю бесплатно, да еще и вкладываюсь в то, что бы быстрее донести это до клиентов. Большое спасибо!
И ответ:
Да, правильно вы понимаете. Никаких секретных знаний в эпоху гиперинформации не существует. Все знания находятся на расстоянии двух кликов. Если бизнес основан на "секретных" знаниях - это очень неустойчивый бизнес. И следующее - все-таки знать и делать - это разные вещи. Открывая доступ к знаниям, вы даете всем желающим попробовать их внедрить. И всегда будут те, кто не сможет этого сделать по массе причин, и им нужны будут "руки" специалистов.
========
Александр, похоже это больше не воровство. Это - новая реальность.